на главную КМТ Статьи Свобода в рабстве

Свобода в рабстве


Что такое свобода? Думаю, среди ассоциативного ряда любого человека будут слова «Это когда делаешь, что хочешь». Редко кто серьезно, в своём уме (если не находится в местах изоляции или заключения), ставит за цель достичь свободы. Однако, на самом деле, постоянно человек стремится к «суррогатной свободе». Прежде чем ввести определение, рассмотрим традиционное (точнее одно из…), итак Свобода - многозначное понятие, крайние значения которого: 1) С. как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; 2) С. как возможность действовать в направлении цели, поставленной коллективом или обществом. Первый полюс можно назвать индивидуалистической С., второй — коллективистической С.; между этими полюсами располагаются многообразные, с той или иной силой тяготеющие к одному из них промежуточные варианты понимания С. С т.зр. индивидуалистической С. коллективистическая С. кажется явной «несвободой»; с т.зр. второй первая является «формальной», «бесполезной» и даже «репрессивной». (И. Ивин. Философский словарь). На самом деле, коллективные цели вплетаются в индивидуальные и наоборот. Тем более коллективное возникло из индивидуального (я не сторонник детерминизма). Одной из ключевых потребностей человека оказывается потребность быть, т.е. существовать.  Существовать можно только в соприкосновение с окружающим (как вариант с внутренним) миром.  Одним из факторов проявления потребности «быть» является стимульный голод, что было подробно описано еще Эриком Берном в теории транзакционного анализа. Стимульный голод - это страстное желание возбуждения; в основе этого понятия лежит положение о том, что живым организмам требуется оптимальное количество стимуляции, и они ищут его (Райкрофт Ч. «Критический словарь психоанализа»). Хотелось бы пойти дальше сказав, что напрашивается как раз экзистенциальное толкование, всеми живому необходимо «быть». Парадокс в необходимости объекта для ощущения собственного бытия и пространство для размещение «Я». Что уже создает конфликт свободы и зависимости. Следовательно, всё живое тщится, выпирает, навязывается, пробивает себе дорогу посредством «Другого». Хорошей иллюстрацией бытия навязчивых живых существ служит «Тошнота» Сартра. Существо стремятся занять пространство одновременно тесно соприкасаясь с другими существами. Люди испытывают потребность в других, чтобы на глубинном уровне чувствовать себя существующими, однако соприкосновение с людьми делает человека несвободным и он тщится как-то найти свободу в рабстве. Теперь предлагаю рассмотреть некоторые классические защитные механизмы и коппинг-стратегии в психологии с точки зрение получения свободы.

 

Для получение свободы с (в противовес свободе от и свободе для) Другими, люди вырабатывают следующие механизмы: Агрессия – в активном взаимодействием с миром я частично раздвигая свои границы, захватывая чужие, пугая чужаков, получаю свободу от страха действовать, думать, проявляться; Пассивная агрессия – позволение свободы иметь негативные эмоции, мысли, идеи, поведение, возводя их в ценности и атакуя чужие; Шизоидность – замыкание собственных психологических границ для взаимодействия с внутренним миром присваивая внешнему роль стенки для сквоша, тем самым позволяя себе свободу внутреннего мира; Симбиоз – подтверждение бытия поглощением с объектом, одновременно достигая свободы действовать в безопасных рамках сдвоенного существа, ограждая себя от внешнего мира; Детскость – достижение свободы путем обесценивания себя, как полноценный объект; Родительство – достижение свободы путем обесценивания другого, как полноценного объекта; «Фриканутость» - достижение свободы посредством игры в принадлежность к определенному типы объектов, предсказуемых для взаимодействия (например, в школе получив статус «придурка» из кожи вон лезет, чтобы соответствовать); Импульсивность – достижение свободы импульсов игнорируя ответственность и мышление; Компульсивность – достижение свободы путем постоянства собственных проявлений, т.е. «Я свободен делать хотя бы это, но точно это» и другие. Несложно заметить, что все описанные выше стратегии позволяют достичь неполноценную свободу. В следующей статье рассмотрим возможна ли она вообще. В итоге каждый стремится получиться свою капельку свободы отдавая себя в рабство, вопрос в величине капельки и жажде…

 

Поделитесь с друзьями

Вам интересна эта страница?