на главную КМТ Статьи Доверие к себе

Доверие к себе


Современные психотерапевтические направления заслуженно уделяют много внимания  установлению отношений доверия и принятия между клиентом и психотерапевтом, предлагая культивировать такие отношение в близком окружении клиента. Доверие является основном т.н. терапевтического альянса позволяет обмениваться информацией без стыда, вины (речь идет естественно не о полном устранении), воспринимать слова, чувства, мысли, действия таким какие они есть, без проекций, позволяет заботиться и принимать заботу, создает атмосферу благоприятную терапии и, что самое важное для данной статьи доверие позволяет клиенту научиться строить отношения близости.

 

Близость предлагается рассматривать с экзистенциальной позиции – глубокое соприкосновение двух существ, доверяющих безоговорочно другу, в момент здесь-и-сейчас, открывающие себя без остатка, не использующих друг друга для посторонних целей (для выстраивания отношений с другими, в качестве вещи, отца/матери и т.д.), заботящих не претендуя на власть, интересующихся друг другом, признающих одиночество и смертность. Доверие для достижения подобной близости очевидно не единственный, но важный фактор. В качественной, глубокой психотерапии, выполняя другие запросы клиента терапевтом дается послание «ты можешь мне доверять, ведь я доверяю тебе. Посмотри, это не опасно. У тебя есть время, не спеши и двигайся на встречу ко мне». Начиная доверять хоть кому-то человек переносит новый опыт на других значимых людей. Промежутку от недоверия к доверию уделяется достаточно много места в психологической литературе и не буду повторятся еще раз насколько важно достичь близости с Другим через доверие. Однако за налаживание процесса доверия легко упустить другой, не менее важный процесс доверие к самому себе, чему и посвящена статья.
Доверяете ли Вы себе? Возможно странный вопрос для психически здорового читателя. «Если действую значит доверяю!», воскликнет читатель. А если задаться вопросами Легко ли Вы принимаете решения? Испытываете ли чувство вины, стыда, страха, не только после действия, но и до? Насколько другие влияют на Ваш выбор и действия?  Есть ли такие состояния психики болезненные или плохо контролируемые? Ответ положительный на один из вопросов или же чувство немотивированный тревоги при прочтении их может быть индикатором т.н. недоверия к себе (не претендую на высокую релевантность таких вопрос в качестве диагностического критерия). Многие направления психологии и психотерапии воспринимают, как не однородную и не делимую, а как, например набор эго-состояний (Родитель, Взрослый, Ребенок) в Транзакционном Анализе, психологических сущностей (Эго, Суперэго, Ид) в психоанализе и т.д. Что в т.ч. предполагает наличие конфликтов (скорее бессознательных, чем сознательных) между частями личности.  Или даже в одной такой части могут быть противоположные установки, неоднородный опыт, амбивалентность эмоций, поведения, разное по своей хронологии и сути восприятие. Для того, чтобы лучше и точнее понять, как происходит не доверие себе, рассмотрим что же такое доверие вообще.
Доверие — установка личности, представляющая безусловную веру, а иногда и заменяющая ее. Д. проявляется в специфическом отношении субъекта к определенным объектам, связанным с ситуативной, актуальной значимостью и априорной надежностью (безопасностью) объекта для субъекта. Д. есть самостоятельная форма веры, сущность которой впервые выделил как базовую установку личности к миру, формирующуюся на ранних этапах онтогенеза, Э. Эриксон. Показателем проявления Д. является, например, готовность ребенка без особой тревоги переносить исчезновение матери из поля зрения. Базовой потребностью человека является его собственная безопасность, которая имеет разную ценность для каждого человека. Объекты окружающего мира должны представляться человеку не только относительно безопасными, но и значимыми в каждой конкретной ситуации. Только такой мир будет вызывать у человека Д. и он будет вступать с ним во взаимодействие. В психологии Д. изучалось в трех относительно самостоятельных областях: Д. к миру, Д. к людям, Д. к себе. Все три области Д. определенным образом соотносятся и представляют единое социально-психологическое явление, имеющее сходные условия возникновения характеристики проявления. Т.И. Скрипкина
ДОВЕРИЕ (англ. trust) - согласно "Энц. словарю" Брокгауза и Эфрона, Д. - это "психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на к.-л. мнение, кажущееся нам авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего быть нами исследованным. Итак, Д. отличается как от веры, так равно и от уверенности. Вера превышает силу внешних фактических и формально логических доказательств. Д. же касается вопросов, находящихся в компетенции человеческого познания; доверяется тот, кто не хочет или не может решить или сделать чего-либо сам, полагаясь или на общепринятое мнение, или на авторитетное лицо. Уверенность есть сознание собственной силы и состоит в Д. к истинности своего знания или правоте своего дела; Д., напротив, проистекает из сознания слабости, неуверенности в себе, признания авторитета". (См. также Уверенность в себе.) Итак Д., в огромной своей части относится к эмоциональной, т. е. плохо рационализируемой сфере психики. Оно способно порождать многие др. чувства (от любви до ненависти), состояния (от комфорта до стресса и фрустрации), социальные установки (от приятия до отторжения). Д. по отношению к личности играет формообразующую роль. Потеряв Д. в глазах окружающих, теряешь лицо. Вернув Д., получаешь только шанс - не гарантию - его восстановить полностью. Поэтому психологическая культура Д. теснейшим образом связана с культурой личности и межличностных отношений. Одним из главных критериев личности (наряду с ее свободой) являются флюиды исходящего от нее Д. Д. в каком-то смысле можно считать синонимом личности. (В. П. Зинченко.)
Как видим их 2-х приведенных выше определений, во-первых доверие не слишком поддается рационализации, а значит плохо измеряется и во-вторых, является своеобразным актом веры, в-третьих имеет ощутимую связь с уверенностью. Вера, в свою очередь, связана с ощущением безопасности и похожа на некий скачек, т.е. акт веры. В психотерапевтической практике клиент должен начать активно доверять, сделать над собой усилие и начать доверять, и если терапевт как вол будет тащить отношения постоянно завоёвывая доверие, на мой взгляд, значит процесс не будет успешным или всё продвижение не выйдет  за пределы кабинета. Такая же заготовочка предполагается для доверия себя, необходимо сделать акт – скачек к доверию себе, выдать кредит и выплачивать его постепенно шаг за шагом, в активной роли, а не глядя на себя со стороны и требовательно выжидай: «Ну давай действуй же!». И третий пункт немного упростив можно свести к формуле доверяю себе – уверен в себе. Во всяком случае, доверие к себе одна из важнейших составляющих уверенности. Приведу еще одно определений веры взятое из интернета, которое больше соответствует потребностям данной статьи:
« Доверие есть форма веры, представляющая в социально-психологическом плане самостоятельный вид установки-отношения к миру и к себе, сущность которого представлена в соотношении меры доверия к миру и меры доверия к себе. Основными условиями возникновения доверия являются актуальная значимость объекта доверия и оценка его как безопасного».
В терапии вполне реально научить человека доверять другим, что вероятно повысит доверии к самому себе, но всё же не одно и тоже. Итак, из вышесказанного выведем определение Доверия к себе – процесс акт веры в истинность, необходимость, осознание, понимание причинность и результата собственных эмоций, переживаний, выбора, решений, мыслей, поведения, своих «хороших/плохих» черт. Доверяя себе личность испытывает все те эмоции, состояния, мыслит, действует, как и любая другая, при этом осознавая последствия, без сильной тревоги, паники страха (естественно испытывая, однако уровень существенно ниже, чем без доверия). Расмотрим ситуации не доверяя себе, для большего понимания доверия (для простоты буду писать от первого лица).
1.    Меня ожидает важная встреча с девушкой, свидание! А я не знаю, как себя поведу. Раньше тоже виделся с девушками, но все равно не знаю, что будет. Вдруг перестану говорит или скажу глупость, да обязательно скажу.
2.    Важное мероприятие, съезд корпорации, мне нельзя ни в коем случае язвить, а то не удержусь и будет конфликт. Но вот я здесь …не знаю, что делать, так стесняюсь…а вот и сказал саркастически….они все гады, дебилы… Всё опять конфликт, теперь меня точно выгонят.
3.    Хочу переспать с этой девушкой, но она же может захотеть со мной встречаться, чего не хочу совсем. Но вот переспал и мы встречаемся. У меня не было выбора…
4.    Я решил оттянуться с друзьями и сказал себе, что нужно создать атмосферу веселья, ведь я такой весельчак. Вечеренка наступила, а мне не весело и как не стараюсь развеселить друзей, не выходит. Начал злиться на себя и расстроился.
5.    Так хочется устроить себе отдых, но нельзя расслабляться посреди января, не смотря на сильную усталость.
6.    Сильное давление, но иду на работу.
7.    Сексом нужно заниматься только на кровати.
8.    Когда мне чего то хочется плевать на других.
9.    Стараюсь не думать о смерти, а что? Я еще молодой.
В каждом примере речь идет о разных вариантах недоверия себе, к собственным эмоциям (пример № 4) – мы можем испытывать эмоции, которые не согласуются с нашими целями, однако свидетельствующие о, например,  восприятии текущих событий; поведению (прим. № 1) – забывая прошедший удачный или неудачный опыт, обесцениваем собственный возможности и тем самым повышаем тревожность; не доверие собственному негативному опыту и части личности, которая, например, в Транзакционном анализе называется Бунтующий ребенок (пример № 2); желаниям  и потребностям (№ 6, 7, 5); недоверие способности принимать решения и отстаивать их (прим. № 3); Недоверие собственной родительской части, ценностям, морали (прим. № 8); тревоге смерти и внутренним фактом бытия, бессознательному (прим. № 9). Личность состоит из частей или сфер более или менее интегрированных, которые могут входить в диссонанс или конфликт, что и создает недоверии, ощущение непредсказуемость, тревоги, апатии, в острых вариантах депрессии и психозы. Напротив личность т.н. интегрированная, доверяющая себе, а значит понимающая свои части, поведение, эмоции, мышление и их взаимозависимость и обусловленность приобретает ощущение внутреннего комфорта, принятие себя, уменьшается чувство вины, тревога одиночества (доверие к себе включает принятие факта экзистенциального одиночества, а также смерти и свободы), повышается стрессоустойчивость, интерес к себе и окружающим и жизненный тонус.
В завершении хотелось бы обратить внимание на цель статьи – популяризация темы доверия к себе. В начале, было описано широкое применение и понимание важности установление доверия между клиентом и терапевтом. Познакомив Вас с доверием себе вижу необходимость в внедрении на практике акцентированных методов его развития. Иными словами: Как развить помочь клиенту развить доверие к самому себе? Могу выделить несколько фактором влияющих на процесс:
1.    Терапевту необходимо самому доверять себе и собственному методу.
2.    «Поглаживать» попытки взаимодействия клиента с внутренними частями.
3.    Обращать внимание на активность выбора в пользу доверия себе.
4.    Использовать техники направленные на диалог разрозненных частей.
5.    Повышать принятие поступков, мыслей, эмоций заостряя внимание на их смысле.
6.    Включать «нежелательные» стороны в личность клиента, помогая осознать их.
Здесь далеко не все факторы, только наброски, но вполне применимы на практике. Естественно терапевты и так и применяют, но часто для других целей. Считаю данную область крайне перспективной, как раз для практического применения. Дерзните довериться себе!

 

Автор: Дмитрий Панфилов

 

Поделитесь с друзьями

Вам интересна эта страница?