на главную КМТ Статьи СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ. ТРЕБОВАНИЕ РОСТА И ЭКЛЕКТИКА.

СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ. ТРЕБОВАНИЕ РОСТА И ЭКЛЕКТИКА.

СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ. ТРЕБОВАНИЕ РОСТА И ЭКЛЕКТИКА.

Психология как теоретическая и практическая дисциплина находится на этапе активного роста и усложнения. Начиная с появления психоанализа, неофрейдизма, гуманистических направлений, бихевиоризма, трансперсонального подхода и т.д., вплоть до современных междисциплинарных подходов (нейропсихология, философско-психологические парадигмы), которые постоянно углубляются. Расширяется также круг клиентских запросов. Это в свою очередь предъявляет всё больше требований к специалисту. Притом требований трудновыполнимых. Таких как:

 

 

1. Навыки и понимание как минимум основных современных психологических парадигм: КБТ, транзакционного анализа, психоанализа, КЦТ, гештальт-терапии, арт-терапии, юнгианского анализа, экзистенциальной психотерапии. Важно понимать «корни» и последствия возникших проблем в настоящем и будущем. Соответственно, важны знания в области медицины, философии, культурологии, антропологии, иногда религиоведения.

2. Умение отличать и применять в зависимости от ситуации психологическое консультирование, психотерапию и коучинг.

3. Навыки психодиагностики и базовые знания психиатрии, чтобы не браться за психические расстройства.

4. Умение работать с процессом и содержанием терапии.

5. Способность подбирать терапию индивидуально под клиента, вместо применения единого шаблона в работе. Так как, во-первых, каждый невроз имеет свою специфику, во-вторых, каждая личность имеет свои особенности и предпочтения. Так, один клиент с удовольствием будет разбирать содержание сновидений, а другой согласится в первую очередь на эмоциональную вовлеченность и принятие терапевта, третий будет сосредоточен только на текущих событиях, не желая погружаться в «глубины глубин».

6. Достаточная гибкость, чтобы менять степень своей включенности в терапию, эмпатировать и анализировать, конфронтировать и принимать, реагировать и отстраненно наблюдать, инициировать и интерпретировать, использовать метафоры и говорить языком 8-летнего ребенка.

Как мы видим, задачи, поставленные перед современным консультантом и психотерапевтом, весьма сложные, требующие множество знаний и умений, которые трудно просто сложить вместе. Кроме того, обучение в основных психотерапевтических парадигмах занимает от 4 до 6 лет, и чтобы их познать, не хватит жизни. Не говоря уже о знаниях в медицине, психиатрии и философии.

Какой же выход? Каким образом можно одновременно получить структурированные междисциплинарные и межпарадигмальные знания?

С одной стороны, это огромный собственный труд. С другой, существуют интегративные психотерапевтические парадигмы и эклектика, которые помогают получить необходимую широту подхода и структуру в применении знаний из различных областей. Эклектика помогает соединить разрозненные теоретические знания и практические методы различных парадигм, сохраняя сильные стороны и стараясь избежать слабых. Так, сильная сторона КБТ –  структурирование мышления, придание ему логики и рациональности – удачно может сочетаться с сильными сторонами гештальт-терапии, такими как работа с образами и эмоциями. А понимание философских основ этих методов поможет разобраться в тонкостях клиентской мотивации и мировоззрения.

 

Применяя эклектику, современный терапевт и консультант получают возможность гибкости, увеличения эффективности, оснащенности своего подхода, закладывая крепкую основу для развития и роста собственного «дерева психотерапии».

 

Поделитесь с друзьями

Вам интересна эта страница?